ООО «Энергосоюз»





 

Свидетельства
Концепция
Энергообследования
тепловизионное
диагностика
Тепловидение в примерах
Инновационная энергетика
НИР
Учет ТЭР
Консалтинг
Оборот товаров
Тарифообразование
Норматив on-line
Норматив-теплосеть
Интерактивный расчет
Норматив-НУР
демо-видео
Нормативная база
фед. закон №190
фед. закон №261
фед. закон №384
фед. закон №385
Термины
Энергоаудит

Яндекс.Метрика
.

НИР


НИР Научно- исследовательские работы в сфере повышения энергоэффективности и энергосбережения, город Смоленск



Описание области исследования и актуальность темы исследования.

Объект исследования.

Краткая история развития объекта исследования.

Современное состояние.

Недостатки объекта исследования.

Цель исследования.

Предмет исследования.

Теоретическая основа исследования.

Анализ состояния вопросов и тенденции развития подходов к определению потенциала энергосбережения.

К методам экономического обоснования энергосбережения.

ПАРАДИГМА энергосбережения.


ВВЕДЕНИЕ
В современной западной философии проблема роста и развития знания является центральной. Особенно активно проблему разрабатывали сторонники постпозитивизма – Поппер, Кун, Лакатос и другие.
Томас Кун («Структура научных революций») считал науку – социальным институтом, в котором действуют социальные группы и организации. Главным объединяющим началом общества ученых является единый стиль мышления, признание данным обществом определенных фундаментальных теорий и методов. Эти положения, объединяющие сообщество ученых Кун назвал парадигмой.
По Куну, развитие науки – это скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Развитие науки подобно развитию биологического мира – однонаправленный и необратимый процесс. Научная парадигма – это совокупность знаний, методов, образцов решения задач, ценностей, разделяемых научным сообществом. Парадигма выполняет две функции: «познавательную» и «нормативную».
Проанализируем на основании данных подходов состояние науки энергосбережения в России.
Следующий уровень научного познания после парадигмы энергосбережения – это научная теория энергосбережения. Парадигма энергосбережения базируется на прошлых достижениях – теориях экономии энергии. Эти достижения считаются образцом решения научных проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности. Теории, существующие в рамках разных парадигм, не сопоставимы. В развитии науки Кун выделяет 4 этапа:
I – Допарадигмальный (вероятно, наука энергосбережения находится на данном этапе); Появление аномалий – необъяснимых фактов. Аномалия энергосбережения и повышения энергоэффективности – это принципиальная неспособность парадигмы энергосбережения решить проблему. По мере накопления аномалий доверие к парадигме энергосбережения падает. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. Начинается соперничество разных школ, отсутствует общепринятые концепций исследования. Для него характерны частые споры о правомерности методов и проблем. На определенном этапе эти расхождения исчезают в результате победы одной из школ.
Рассмотрим перспективы развития науки энергосбережения на основе философских представлений Куна.
II – Формирования парадигмы энергосбережения, итог которого – появление учебников, детально раскрывающих парадигмальную теорию энергосбережения;
III – Этап нормальной науки энергосбережения.
Этот период характеризуется наличием четкой программы деятельности по энергосбережению. Предсказание новых видов явлений, которые не вписываются в господствующую парадигму энергосбережения – не является целью нормальной науки. Т.о., на этапе нормальной науки ученый работает в жестких рамках парадигмы энергосбережения, т.е. научной традиции энергосбережения.
Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими.
Кун выделяет виды деятельности, характерные для нормальной науки:
1. Выделяются факты, наиболее показательные с точки зрения парадигмы, уточняются теории. Для решения подобных проблем ученые изобретают все более сложную и тонкую аппаратуру.
2. Поиск факторов, подтверждающих парадигму энергосбережения.
3. Третий класс экспериментов и наблюдений связан с устранением существующих неясностей и улучшения решений тех проблем, которые первоначально были разрешены лишь приблизительно. Установление количественных законов энергосбережения.
4. Совершенствование самой парадигмы энергосбережения. Парадигма энергосбережения не может быть сразу совершенна.
Оригинальные опыты создателей парадигмы в очищенном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основные положения науки, обучается применять их в конкретных ситуациях. С помощью образцов студент не только усваивает то содержание теорий, но и учится видеть мир глазами парадигмы, преобразовывать свои ощущения в научные данные. Требуется усвоение другой парадигмы для того, чтобы те же ощущения были описаны в других данных.
Далее ученые сталкиваются с фактами, которые невозможно объяснить в рамках действующей парадигмы энергосбережения. Здесь возникает потребность новой парадигмы энергосбережения.
IV – Экстраординарная наука энергосбережения – кризис старой парадигмы энергосбережения, революция в науке энергосбережения, поиск и оформление новой парадигмы энергосбережения.
Кун описывает этот кризис как с содержательной стороны развития науки (несоответствие новых методик старым), так и с эмоционально-волевой (утрата доверия к принципам действующей парадигмы со стороны научного сообщества).
Научная революция начинается с того, что группа ученых отказывается от старой парадигмы и принимает за основу совокупность других теорий, гипотез и стандартов.
Научное сообщество распадается на несколько групп, одни из которых продолжают верить в парадигму, другие выдвигают гипотезу, претендующую на роль новой парадигмы.
В этот период кризиса ученые ставят эксперименты, направленные на проверку и отсев конкурирующих теорий. Наука становится похожа на философию, для которой конкуренция идей является правилом.
Когда к этой группе присоединяются все остальные представители данной науки, то научная революция совершилась, переворот в сознании научного сообщества произошел и с этого момента начинается отсчет новой научной традиции, которая зачастую несовместима с предыдущей традицией. Появляется новая парадигма, и научное сообщество вновь обретает единство.
В период кризиса ученые упраздняют все правила, кроме подходящих новой парадигме. Для характеристики этого процесса Кун использует термин «реконструкция предписаний» – что значит не просто отрицание правил, а сохранение положительного опыта, подходящего новой парадигме.
В ходе научной революции происходит смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир. Изменение сетки вызывает необходимость изменения методологических правил. Ученые начинают подбирать другую систему правил, которая может заменить предшествующую и которая была бы основана на новой понятийной сетке. В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии, что не было характерным для нормального периода науки.
Кун считает, что выбор теории на роль новой парадигмы осуществляется через согласие соответствующего сообщества.
Переход к новой парадигме не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя этот элемент значителен. Здесь необходимы волевые факторы – убеждение и вера. Смена основополагающих теорий выглядит для ученого как вступление в новый мир, в котором находятся совсем иные объекты, понятийные системы, обнаруживаются иные проблемы и задачи.
Пример смены научных парадигм:
Первая научная революция – разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника.
Вторая научная революция – связана с теорией Дарвина, учением о молекулах.
Третья революция – теория относительности.

Кун определяет «парадигму» как «дисциплинарную матрицу». Они дисциплинарны, потому что принуждают ученых к определенному поведению, стилю мышления, а матрицы – потому что стоят из упорядоченных элементов разного рода.
Она состоит из:
- символических обобщений – формализованные утверждения, общепризнанные учеными (например, закон Ньютона);
- философских частей – это концептуальные модели;
- ценностных установок;
- общепринятых образцов принятия решения в определенных ситуациях.
Кун отверг принцип фундаментализма. Ученый видит мир сквозь призму принятой научным сообществом парадигмы. Новая парадигма не включает старую. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. Теории, существующие в рамках парадигм, не сопоставимы. Это означает, что при смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий.
При изменении парадигмы меняется весь мир ученого.
Таким образом, научная революция как смена парадигм не подлежит рационально-логическому объяснению, т.к. имеет случайно-эвристический характер. Однако если посмотреть на развитие науки в целом, то в ней очевиден прогресс, выражающийся в том, что научные теории предоставляют все большие возможности ученым для решения головоломок. Однако нельзя считать более поздние теории лучше отражающими действительность. С понятием парадигма тесно связано понятие научного сообщества.
Если вы не разделяете веры в парадигму, вы остаетесь за пределами научного сообщества. Поэтому, например, современные экстрасенсы, астрологи, исследователи летающих тарелок не считаются учеными, не входят в научное сообщество, ибо все они выдвигают идеи, не признаваемые современной наукой.
Кун порывает с традицией «объективного знания», не зависящего от субъекта, для него знание – это не то, что существует в нетленном логическом мире, а то, что находится в головах людей определенной исторической эпохи, отягощенных своими предрассудками.
Наибольшая заслуга Куна – в том, что он, в отличие от Поппера вносит в проблему развития науки «человеческий фактор», обращая внимание на социальные и психологические мотивы.
Кун исходит из представления о науке как социальном институте, в котором действуют определенные социальные группы и организации. Главным объединяющим началом общества ученых является единый стиль мышления, признание данным обществом определенных фундаментальных теорий и методов исследования.
Недостатки теории Куна: он излишне автоматизирует труд ученых, характер ученых в период формирования науки.

автор: Самуйлова Т.Р.


ООО «Энергосоюз» - НИР


ООО «Энергетический Союз» - В союзе с законом движения энергии
ОГРН 1116732008205


Авторские права © 2011 ООО "ЭНЕРГОСОЮЗ". Все права защищены.

214031, г. Смоленск, ул. Маршала Соколовского, д. 14 шт-кв. 105

skype: energosouz
тел. (4812)25-05-25, (903)698-27-29
Ящик электронной почты для общественности: inform@esouz.ru